#Люди_труда Доволенский район Культура Новости

“Большая перемена” в 9 лет

Человек и его дело

Стоит Алле Викторовне Перегоедовой появиться в поле зрения её подопечных, как они тут же собираются вокруг неё и наперебой рассказывают о новостях и планах. Создаётся впечатление что это их мама, вторая – школьная! И каждому хочется немного её внимания и одобрения. В начале апреля мы встретились с этой замечательной женщиной и поговорили о её интересной работе.

«Мои дети все самые талантливые! Вот чтобы они не делали, я не могу налюбоваться! Даже если хулиганят, – они по-доброму это делают!» – говорит «мама» о своих воспитанниках, а их у неё много. Это ребятишки с первого по девятый класс, которые приезжают в ДСОШ №1 из с. Покровка, сейчас их 16 человек. Расписание у всех разное, часто им приходится ждать по 1-2 урока, и чтобы в это время они были под присмотром, Алла Викторовна с ними занимается. Еще 16 ребят, – это классное руководство в 5А. Плюс коррекционные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которых в первой школе 24 человека.

Алла Перегоедова закончила НГПУ по специальности учитель русского языка и литературы, но, когда пришла работать в Доволенскую первую школу, эта вакансия была занята. На тот момент школе требовался социальный педагог, на которого ей нужно было пройти дополнительное обучение.
Сомнений в том, что эта работа ей подойдет, у женщины не было.

Интерес к специализации появился ещё во время работы в Доволенском аграрном колледже, где она работала с Еленой Васильевной Носовой, социальным педагогом у детей сирот.

– Она до такой степени поразила меня своими знаниями и навыками работы. Там взрослые дети, с которыми сложнее, но она справлялась. Я прямо ловила каждое её движение, каждый жест. И когда мне здесь предложили эту работу, сомнений у меня не было. Сейчас я пользуюсь теми методами, приёмами, которыми пользовалась Елена Васильевна. Я ей очень благодарна, –поделилась Алла Викторовна

Свою работу в ДСОШ №1 она начала с сопровождения детей из Покровки, потом уже добавились дети с ОВЗ. А когда получилось съездить в командировку в Озёрскую школу Каргатского района, начинающего социального педагога посетила интересная идея.

В этой школе тоже было много привозных детей из соседних сёл, и для них там была организована открытая изостудия, куда дети в течение всего учебного дня могли подходить и заниматься ИЗО.

– Мне эта идея очень запала в душу и, когда на следующий год распределялась нагрузка, я предложила организовать для привозных детей театральную студию. Потому что рисовать я не умею, а вот театральная деятельность мне по душе, – рассказала Алла Перегоедова.

Так был создан школьный театр, который назвали «Большая перемена» и он работает уже более 9 лет!

В нём участвуют почти все дети из Покровки, за исключением старшеклассников, у которых свободных окон между уроками мало, так как уже идёт активная подготовка к ЕГЭ к ОГЭ. Участвуют учащиеся первой школы, особенно активен класс Аллы Викторовны, и также особую роль занятия играют для детей с ОВЗ.

За это время конечно было много спектаклей, различных номеров и выступлений на школьных мероприятиях. И каждый год, самое важное событие – это показ спектакля для начальной школы в конце учебного года.

Победы

У школьного театра уже были победы на районном и даже на областном уровнях. Но по словам Аллы Викторовны, задачи побеждать в конкурсах они не ставят, а главная цель занятий в театре – коммуникация и социализация детей.

Самыми значимыми достижениями руководитель театра школьников считает такие, как например, преодоление страха сцены мальчиком Юрой. Он пришел в театр во втором классе, активно участвовал, но на сцену вплоть до 9-го класса выходил исключительно в шляпе. Она для него это была своеобразной зашитой. И вот когда он выступил без шляпы, сыграл роль Балды в сказке «О попе и работнике его Балде» – вот это была настоящая победа!

– Для меня большое достижение, когда ребенок с ОВЗ сначала играет роль без слов, а на следующий год просит роль уже со словами, – делится руководитель школьного театра.

Дети театральной студии разные – есть с ограниченными физическими возможностями, для которых необходимо придумывать роли, в которых они смогут использовать дополнительную опору.

Есть те, кто боится выступать и не может выходить на сцену без руководителя. Есть те, кто может играть только жестами, без слов, так как плохо разговаривает или плохо запоминает большие объёмы текста. И все дети, занимаясь в театре учатся здесь самому главному – общению, поддержке и взаимовыручке.

Вместе выбирают произведение, продумывают и адаптируют сценарий, готовят декорации и костюмы – всё это очень захватывающий процесс.

Надежды и радости

Конечно есть у школьного театра свои трудности. В здании первой школы нет сцены и выступать приходится то в столовой, то в классе, то в фойе. Нет профессиональной аппаратуры и нет кабинета, где можно хранить декорации и костюмы. Декорации чаще всего хранятся в подвале, где они из-за сырости часто портятся, а костюмы Алла Викторовна старается хранить дома.
Но есть перспектива. В проекте навой пристройки к школе есть и актовый зал со сценой, и обещают выделить кабинет для нужд театра.

И свои маленькие радости. Как, например – оформление такой долгожданной ширмы. Алла Викторовна попросила поблагодарить старшую медсестру из Доволенской поликлиники, Шефер Веру Ивановну.

– Мы у них уже давно спрашивали ширму. Когда новую поликлинику построили, со старой осталось оборудование, которое поликлиники уже не нужно. И вот сегодня нам позвонили и сказали: заберите свою ширму. Мы пытались сами её делать, но каркас из дерева получается тяжёлым и неудобным. А теперь у нас появилась легкая, удобная для работы ширмы на металлическом каркасе, – поделилась радостью руководитель школьного театра.

Творческие будни

Сейчас в работе спектакль – «Анчутка», по пьессе-сказке Будимира Метальникова. Премьера запланирована на конец апреля – это всегда очень волнительное событие, даже для детей, которые выходят на сцену уже несколько лет.

За всё время ни один сценарий не брался «Большой переменой» просто из интернета. Ведь количество детей разное, и обязательно необходима доработка под себя. Учитываются и творческие пожелания актёров и особенности детей с ОВЗ, поэтому каждый спектакль уникален.

Такая совместная работа очень сплачивает детей, и когда заканчивается спектакль, они уже хотят работать над новым, и бегут к руководителю театра с вопросами: «А что мы следующее будем ставить?», «А когда начнём?».

В том, что это действительно так, у меня была возможность убедиться лично. Пока мы в библиотеке делали фото для этого материала, я узнала много «семейных» моментов из жизни ребятишек. Оказывается, Даша и Аня поссорились и их нужно помирить, а у одного из ребят новоселье – его нужно поздравить.

И множество других новостей. К Алле Викторовне, которая в этот день была на больничном и зашла в школу по своим делам, забежали пообщаться многие из её воспитанников, ведь они стали как одна большая семья, в которой как у мушкетёров: «Один за всех, все за одного!».

В очередной раз я убедилась, что самый главный «витамин» для детей – это любовь и внимание, к этому «витамину» они тянутся как цветы к солнцу, и это настоящий талант и призвание быть для детей таким центром притяжения.

Татьяна КАПЛИНА, фото автора (и из архива Большой перемены возможно)

Яндекс.Метрика