Транспортный налог: требуется актуализация
Сессия Законодательного Собрания Новосибирской области поддержала в первом чтении подготовленный Правительством региона проект закона об увеличении ставок транспортного налога.
Представляя законопроект «О внесении изменений в статью 2.2 закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области», заместитель председателя Правительства области – министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко напомнил, что последний раз актуализация рублёвых ставок транспортного налога проводилась в 2021 году.
– С того времени ситуация значительно изменилась – в полтора раза выросла средняя зарплата, подросли другие ценовые параметры. Необходима и корректировка рублёвых ставок. Актуализация их привязана к стоимости бензина, – пояснил министр.
А именно, к эквиваленту количества бензина, который автовладельцем тратится примерно на одну заправку. Так, исходя из роста цены бензина, ставка для маломощных автомобилей до 100 лошадиных сил после индексации будет 1 256 рублей. Для автомашин мощностью 124 лошадиных силы, самых распространённых на сегодняшний день, ставка будет 2 073 рубля. То есть индексация ставок транспортного налога составит 10,6%, в зависимости от мощности автомобиля – от 120 до 200 рублей в год. В итоге актуализация ставок обеспечит рост поступлений транспортного налога на сумму порядка 240 млн рублей.
Голосованию предшествовало активное обсуждение.
– Я не вижу реальных обоснований необходимости повышения транспортного налога. Нужен более подробный отчёт по расходу средств, полученных от населения, что они реально пошли на ремонт дорог, – высказался депутат Яков Новосёлов.
На это Виталий Голубенко ответил, что речь идёт об увеличении нагрузки на граждан.
– Юридических лиц мы здесь не рассматриваем, потому что они делают бизнес на своих транспортных средствах. Это совершенно другая экономика. Если же мы будем говорить о том, что, неправильно привязываться к росту стоимости бензина, он с 2021 года рос темпами значительно ниже, чем средний показатель по инфляции, благодаря мерам государственного регулирования. Если мы посмотрим калькуляцию затрат на ремонт дорог, то сегодня основным драйвером роста цен является рост заработных плат. Говорить, что решение по изменению ставок транспортного налога каким-то образом скажется на инфляции, скажем так, это неверное предположение, – парировал Голубенко.
Депутат Сергей Левшенков аргументировал своё несогласие заявлением о фактически двойном налогообложении: в каждом литре бензина заложена цена акциза, плюс ставка транспортного налога также рассчитывается с учётом цены бензина. По оценке депутата Романа Яковлева, 10% роста – величина довольно значительная, тогда как улучшений на дорогах жители не видят.
Дискуссию прервал первый заместитель председателя Законодательного Собрания Андрей Панфёров:
– Сравнивать 2021 и 2024 годы – некорректно. Наша область, в том числе, помогает специальной военной операции и частям. Это тоже затраты, это первое. Второе, отдать 100 рублей в год в казну области для помощи региону, и на ремонт дорог – это не так много. У каждого гражданина есть определённые обязанности перед государством. Тем более в тех условиях, в которых сейчас живёт страна.
Вице-спикер регионального парламента Ирина Диденко призвала коллег поддержать предложенную Правительством актуализацию транспортного налога.
– На заседании бюджетного комитета также высказывались сомнения, что рост стоимости бензина может быть тем самым определяющим критерием. Есть смысл в следующем году подумать, к чему привязывать индексацию налоговой ставки. Кстати, чтобы увеличение не было чувствительным, комитет рекомендовал делать это не через три-пять лет, а чаще, – добавила Ирина Диденко.
Председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко согласился с коллегами, что сегодня не актуально сравнивать повышение транспортного налога с ростом цен на бензин, об этом говорилось и на заседании комитета.
– Для определения критериев, нужно будет поработать в рабочих группах, – заметил Валерий Ильенко. – Но я категорически не согласен с тем, что за три года в дорожной отрасли ничего не изменилось. Потому что мы эти процессы контролируем по муниципальным образованиям. Комитетом принято решение рекомендовать законопроект к принятию в первом чтении, – озвучил он вердикт депутатов-транспортников.
Большинством голосов депутаты поддержали принятие законопроекта в первом чтении.
– Ко второму чтению дискуссия продолжится. Депутаты ставят справедливые вопросы. Дело же не в ста рублях. Люди хотят видеть, на что они потрачены, – считает председатель Законодательного Собрания Андрей Шимкив. – В налоге очень много составляющих, и бензин – только один из факторов. Положить квадратный метр асфальта сейчас и три года назад – разные вещи. Так что налог потихоньку, но всё равно придётся поднимать. Содержание, ремонт, строительство дорог – стоимость всего этого растёт. Главное, чтобы люди видели, что их налоги идут в дело, что дороги становятся все более современными, скоростными, комфортными, – подчеркнул Андрей Шимкив.
Пресс-служба Законодательного собрания