2024 – Год семьи
Каждая семья – это свои обычаи и устои. А уж тем более семья староверов, из которой оказался наш хороший знакомый Георгий Фурдилов, начальник управления сельского хозяйства. Он рассказал, какие традиции из далёкого детства он соблюдает и сейчас.
Георгий Александрович родился в 1956 году, до него у семьи Фурдиловых Алексанра Константиновича и Ксении Ермолаевны было уже шестеро детей, а после появилась и ещё одна сестра. Каждого ребёнка называли только тем именем, которое было в день его рождения в староверском календаре, появившемуся на свет 14 апреля мальчику, досталось имя Георгий.
– А сестре выпало имя Лукерья, но тётя (родная сестра отца) отстояла за ней обычное имя Татьяна, – рассказывает он. – Это ведь только по маминой линии у нас старообрядцы были, а отец украинец, выходец из разорившихся дворян. Он был православным, и чтобы жениться на маме стал старовером.
Село, где родился Георгий Александрович, сначала было обычной заимкой в Кемеровской области, затем – присёлком, потому что пошло приселение жителей, а затем стало селом под названием «Новоподзорово».
– Нам рассказывали, что местные жители недалёкого города Ачинска увидели нашу сопку из новой подзорной трубы, так и появилось Новоподзорово, – вспоминает Георгий Фурдилов. – Так как первые поселенцы были именно староверы, то и подселять старались людей этой же веры. С виду они практически ничем не отличались: женщины носили сарафаны, грехом для них считалось выходить в люди с непокрытой головой, мужчины ходили в подпоясанных рубахах и отращивали длинные бороды.
По его словам, церковные праздники те же самые, что и у православных, с такими же обычаями, только вот крестятся староверы двуперстием.
– Люди в нашем селе были работящие, – рассказывает Георгий Александрович. – Например, когда мой прадед одним из первых поселился на заимке, у него ничего не было, но со временем, проявив своё трудолюбие и целеустремлённость, он добился всего. Нажитое он передал моему деду Ермолаю Филипповичу. В детстве я помню, как в церковные праздники распускали всех работников, и трудиться выходила вся семья, а это 26 человек. Тогда в хозяйстве было уже 3 мельницы, 120 коров, 340 лошадей и 2 200 га пашни.
По его словам, староверы старались делать всё своими руками. Они выращивали лён, чтобы самим шить одежду, делали мебель.
– Конечно, в обыденной жизни у нас были свои порядки, – говорит наш собеседник. – Например, нельзя было есть из чужой посуды, у каждого в семье была своя ложка, чашка, кружка, нельзя было пить с общего ковша. Для гостей в доме хранилась отдельная посуда, её хоть и не выбрасывали, как это делали наши предки, но тщательно промывали и убирали подальше. К тому же, староверы ни пили, ни курили. Со временем, конечно, и эти пагубные привычки пришли в село, но всё же жители не злоупотребляли ими, позволяли себе лишь иногда за столом с гостями пропустить по рюмочке домашнего пива.
Георгий Александрович вспоминает, как воспитывали ребятишек, с мальства прививали им послушание, уважение к родителям, приучали к труду.
– Я ни разу не слышал, чтобы дедушка Ермолай хотя бы раз заругался на кого-то из семьи, если и злился, то разговаривал чуть громче обычного. Да и слова такого «дед» мы не знали. Наш отец всегда звал его «тятя», и мы вслед за ним.
Когда мы проказничали, он всегда был спокоен, и пугал нас, говоря: «Ох, смотрите! Сейчас мать придёт!». Хотя и мать-то особо нас не ругала, спокойно объясняла, как правильно себя вести.
Родителей мы всегда называли только на «Вы», если слышали обращение «ты» где-то в обычных семьях, для нас это казалось дикостью и неуважением.
Семьи у староверов были большие, поэтому и дома у них были просторные, светлые и огораживали их высоким деревянным забором около 2,5 метров. Увидеть, что у кого в ограде делалось, было невозможно. Подстать забору – и большие прочные мощные резные ворота.
Староверы много трудились, старались всё выращивать сами, обычно все держали большое хозяйство, нанимали себе помощников.
– В нашей семье всегда привечали нуждающихся, – говорит Георгий Александрович. – Да и все староверы принимали нищих, старались накормить, обогреть, помочь.
У деда Георгия Александровича была родная сестра Дуня. В своё время при пожаре в деревне сгорело всё её приданое, и она так и не смогла выйти замуж. Её и назначили старшей в семье, без попа среди староверов она могла спокойно проводить молебны. В её комнате был настоящий иконостас, там висело много икон и книг, все на латинице. В детстве он несколько раз пробовал читать на старинном языке, но у меня ничего не получилось, и тётя просто рассказывала о святых, о их истории и судьбе.
Для многих староверы – это люди с плохим образованием, отшельники, живущие в лесу, но Георгий Фурдилов готов развеять эти небылицы:
– У нас в селе была хорошая школа, где учились абсолютно все дети, сначала одиннадцатилетка, а после перевели на 10 классов. В моём аттестате хорошиста было написано: «Окончил школу с математическим уклоном». Те знания, которые я получил полвека назад, до сих пор у меня в голове.
Георгий Александрович хорошо учился, и после школы решил стать врачом, поехал в Красноярский медицинский институт, но пробыв там немного времени, решил что город – это не его, и вернулся в родное село. Устроился токарем в РТМ местного совхоза «Победа».
Совершеннолетних парней, как и положено, призывали в армию. В семье Георгия Александровича есть моряк, пограничник, ракетчик, братья служили в строительных, инженерных, автомобильных войсках. Сам будущий сельхозработник два года служил в мотострелковых войсках в Монголии.
– На проводы собиралась вся семья, – вспоминает Георгий Фурдилов. – Приходили не только родственники, но и соседи, и друзья. Перед тем как отпустить сыновей, мать каждого крестила на дорожку.
Опыт работы токарем помог попасть солдату в ремонтный взвод.
– Конечно, и с автоматом побегать пришлось, но большую часть времени я проводил в мастерской, – рассказывает он. – Когда я вернулся домой, в совхозе построили новый РТМ, раньше у нас было небольшое, тёмное, сырое, деревянное помещение, а тут я увидел большую, светлую, тёплую мастерскую. Снова стал токарем.
Друг Георгия Александровича в то время учился в Новосибирском сельхозинституте (так раньше назывался НГАУ), он-то и уговорил парня поступить сюда же.
– Директор совхоза настаивал, чтобы я стал инженером, но мне эта затея была не по душе. Глядя в окна своей мастерской, я завидовал тем работникам, которые трудятся на свежем воздухе, обрабатывают землю. Я твёрдо решил стать агрономом.
В институте Георгий Александрович познакомился с супругой Наталией Ивановной, которая училась на ветеринара. Девушка оказалась родом из Довольного. Завязался роман, появилась семья.
После окончания института они приехали на родину мужа.
– Меня направили агрономом в село Серебряково, – продолжает он, – в бывшее отделение нашего совхоза, которое сделали самостоятельным хозяйством – совхоз «Серебряковский». Там жили в основном одни татары, на русском языке говорили лишь 6 человек. Руководство заставляло нас учить татарский язык. Хотя коренное население хорошо знало русский, но вот дети разговаривали только на татарском.
Первое время было тяжело, опыта не было, лишь институтские знания, учиться приходилось самим. Хорошо, что агрономы местного сельхозуправления пришли на помощь. Нам говорили: «Шишки набьёте – зато научитесь!». Нас возили на соседние предприятия, посмотреть, как работают люди.
В это время у супругов уже подрастали две дочери Ксения и Елена, а так как в селе все разговаривали по-татарски, семья решила уехать в Новоподзорово. Георгий Фурдилов стал главным агрономом, потом главой местного сельского Совета, а после директором совхоза.
– Три года я управлял предприятием, но в итоге отказался. Не моё это, к другому привык, перешёл снова в агрономы. Началась реорганизация, совхоз закрылся, появилось СхП «Берёзовское». Мать супруги уже тогда звала нас переехать в Довольное, потом подыскивала нам работу, сначала вернулась Наталия с детьми, а я приехал позже. Дочери закончили здесь школу, получили образование, создали семьи, подарили внуков.
Семья Фурдиловых по-прежнему помнит устои, как православия, так и староверия. Георгий Александрович и Наталия Ивановна ведут здоровый образ жизни и много трудятся. Конечно, современность на всех накладывает свой отпечаток, не обошла она стороной и эту семью. Когда, они рассказывают истории детства отца детям и внукам, те лишь подшучивают и посмеиваются. Им не верится, что из буфета нельзя было взять любую ложку или выйти из дома без платка на голове. Но всё же воспитание родителей научило их уважению старших, вере в бога, знанию истории семьи.
Елизавета ЗУБИКОВА, фото из архива Георгия ФУРДИЛОВА
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности. Уголовным кодексом Российской Федерации установлена…
Многие хозяйки уже в начале декабря имеют представление, что у них будет на новогоднем столе.…
19 декабря в Волчанской школе после ремонта открылся обновлённый спортивный зал. В честь такого приятного…
Новосибирский транспортный прокурор разъясняет: Ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних во время учебного процесса. В…
Дорогие доволенцы!В октябре 2024 года в Доволенском районе было организовано вязание носков на фронт для…
По информации администрации Каргатского района, в Каргате полностью открыли для движения автотранспорта виадук.Напомним, что виадук…