А вы сможете приготовить пластик?
Не каждый подросток 16 лет может похвастаться такими успехами как Даниил Шиян, который не смотря на свой юный возраст, стал победителем Всероссийского конкурса проектов «Узнай». Давайте познакомимся со школьником поближе.
Вообще с Даниилом я знакома давно, девять лет он учился в одном классе с моим сыном. Он всегда отличался своей аккуратностью, стремлением познавать новое, прилежной учёбой. Мне ни разу не доводилось слышать на родительском собранием жалобы в его адрес. И самое главное, что с возрастом он не потерял эти качества. Вот и сегодня передо мной серьёзный юноша, его белая рубашка выглядит так, как будто Даня надел её только что, а не 6 часов назад перед первым уроком в школе. Нет взъерошенных волос, помятых брюк или нечищеных ботинок – вобщем, опрятный, симпатичный и грамотный юноша.
– С самого начала больше всего в школе я любил окружающий мир, позднее биологию, а потом и химию, – рассказывает десятиклассник. – Не могу сказать, что сразу понял нюансы этих наук. Например, с химией мне помогала моя бабушка Людмила Митрофановна Шиян, в прошлом – прекрасный учитель химии. Она садилась со мной за стол, рассказывала, объясняла непонятные вещи. Возможно, именно от неё мне и передалась любовь к этому предмету.
Даниил давно определился с будущей профессией – он хочет стать хирургом. Да, да именно хирургом. Правда, он рассматривал ещё один вариант – стоматологию, но всё же он остался резервным. Сейчас он сам дополнительно готовится к ЕГЭ и вступительным экзаменам в медицинский вуз.
– В свободное время просматриваю полезные вебинары, научные материалы, примеры решения сложных заданий, – делится школьник. – К медицине меня подтолкнули родители. Это оказалась их несбывшаяся мечта, ведь после школы они оба хотели стать докторами, но судьба сложилась иначе.
Начиная с 5 класса, учащиеся ДСОШ №2 им. С. И. Лазарева ежегодно готовят совместно с преподавателем проект, а после его защищают – своеобразный экзамен для перехода в следующий класс. В 8 классе ему на глаза попалась научная работа, в которой рассказывалось о том, что пластик можно получить из обыкновенной рыбьей чешуи. Естественно школьнику, которому больше всего нравится в школе биология и химия, обратил на это внимание. Посоветовавшись со своим преподавателем Татьяной Томбасовой, приступил к работе над проектом на эту тему.
– На самом деле это оказалось очень интересно, – улыбаясь, говорит Даниил. – Сколько чешуи я перевёл, прежде чем опыт удался.
Хорошо, что ещё этого материала в доме оказалось предостаточно – семья Шиян в свободное время с удовольствием выбирается на рыбалку.
Сначала Даня чистил рыбу, затем долго промывал каждую чешуйку, после – сушил на подоконнике, измельчал и смешивал с разными ингредиентами. И главное, что во всём этом его поддерживали родители: не ругали за неубранную чешую или сгоревшую во время работы кофемолку, помогали, вместе пробовали готовить пластик.
Процесс оказался не из лёгких, но на столько увлёк десятиклассника, что он уже не мог остановиться, не достигнув ожидаемого результата. Он пробовал работать с сухой и влажной чешуёй, добавлял воду, клей, кислоты.
– Начинал проект я вместе с одноклассником, но в конце остался один. Во время работы над проектом нас пригласили на профильную смену в г. Новосибирск в лагерь им. Олега Кошевого. Там специалисты разбирали наши проекты, советовали, подсказывали. Именно там мне помогли определиться с нужным ингредиентом. Оказывается, что при смешивании пыли из чешуи с крахмалом, на самом деле получается крепкий пластик.
Если упустить ряд подробностей, то спустя несколько месяцев у Даниила наконец-то получился заветный материал. Направив проект на конкурс, который ему посоветовала Татьяна Томбасова, школьник стал победителем.
Во время разговора с Даниилом, я сразу отмечаю, что парню и правда нравится такая работа. Это не просто школьный проект, который обязан выполнить каждый ученик, а любимое занятие.
Даниил меняется на глазах. Сначала серьёзный, уравновешенный подросток спокойно рассказывал о себе, о семье, об увлечениях. Но как только тема разговора перешла к его конкурсной работе, подготовке к проекту, да и всему процессу, в его глазах появился огонёк, он с интересом говорит о нюансах, о сложностях и о том, как он их решал. Именно из таких влюблённых в учебные предметы детей, в дальнейшем получаются умелые и преданные делу специалисты, грамотные профессионалы, а может быть, даже учёные. Кто знает, может быть, лет через десять мы попадём на приём к доктору Даниилу Евгеньевичу Шияну.