СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ВЫБОРАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сложившаяся за последние годы в Российской Федерации система общественного контроля действует на территории всей страны и является яркой иллюстрацией активности гражданского общества России.
Ее деятельность носит устойчивый характер, поскольку ежегодный формат проведения выборов в масштабах страны требует постоянного внимания со стороны общественных организаций.
Система формируется вокруг федеральной и региональных Общественных палат, как институциональных системообразующих организаций, но ими не исчерпывается.
Фундаментом общественного контроля являются наблюдатели на избирательных участках по направлению Общественной палаты РФ и Общественных палат регионов.
Контроль за выборами не ограничен только направлением наблюдателей на избирательные участки, к этой деятельности на постоянной основе привлекаются некоммерческие организации, электоральные эксперты. Это позволяет создать организационную и информационно-аналитическую основу, которая может охватывать сотни общественных организаций и сотни тысяч граждан, что в свою очередь формирует единое информационное пространство, которое обеспечивает объективность получаемых данных.
Координационный совет по общественному контролю за голосованием при Общественной палате Российской Федерации, обеспечивает согласованность действий всех структур общественного контроля в защите избирательных прав граждан, обеспечивая взаимодействие общественных организаций, политических объединений, системы Общественных палат, экспертного и научного сообщества.
Для эффективной реализации полномочий общественных наблюдателей Координационный совет разрабатывает единые стандарты, организует обучение наблюдателей.
Деятельность Координационного совета проходит в плотном взаимодействии с Рабочей группой по мониторингу избирательных прав граждан, созданной Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
В работе системы общественного контроля принимает участие большое число общественных организаций. На федеральном уровне одним из центров такой работы стала Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ). Основными направлениями работы организации являются: информационно-методическая поддержка участников общественного мониторинга, координация экспертного сообщества, развитие цифровых ресурсов, аналитическое сопровождение работы наблюдателей и экспертов на выборах.
Во всех регионах России действуют Общественные штабы по наблюдению за выборами. Они действуют во всех регионах России. Базой для создания Общественных штабов по наблюдению за выборами послужили Общественные палаты, что подчеркивает их системообразующую позицию.
Можно утверждать, что в Российской Федерации сформирована масштабная и эффективная система общественного наблюдения и контроля за выборами, не останавливающаяся в своем развитии.