Коррективы ставок и льгот
Изменения регионального закона о налогах и особенностях налогообложения рассмотрела вторая сессия Законодательного Собрания Новосибирской области.
Четвёртый из представленных законопроектов, касающихся корректив закона «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области», был посвящён актуализации налоговых ставок и расширению перечня налоговых льгот по транспортному налогу.
Министр финансов и налоговой политики области Виталий Голубенко отметил, что для приведения в соответствие ставки налога к ценовым параметрам экономики для расчёта взята стоимость нефтепродуктов.
– Рост порядка 11% рублёвой ставки транспортного налога полностью соответствует сегодняшним, изменившимся за год, экономическим реалиям, – сказал Виталий Голубенко, напомнив, что ставка налога в последний раз менялась в 2024 году. Индексация необходима, поскольку важно адаптировать налоговые ставки к экономическим реалиям, в том числе требующим большего финансирования дорожной отрасли.
Проектом закона также предлагается расширение перечня налоговых льгот. Уточнено, что наряду с ветеранами боевых действий такое право имеют и участники СВО. Им, а также участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам и ветеранам боевых действий, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляется дополнительный вид налоговой льготы: в расчёте на мощность транспорта 150 лошадиных сил оплачивать налог только на превышающее значение мощности транспортного средства. Например, при мощности автомобиля 250 лошадиных сил налог уплачивается за 100. Сегодня участники СВО освобождены в НСО от уплаты налога в отношении одного транспортного средства мощностью до 150 лошадиных сил включительно.
Вице-спикер Заксобрания Роман Яковлев сделал акцент на том, что предложение по льготам возражений не вызывает. Но увеличение транспортного налога затрагивает большинство автомобилистов региона, констатировал он:
– Учитывая, что еженедельно мы наблюдаем рост цен на топливо, обсуждаются новые условия для утильсбора, растёт стоимость ОСАГО, первый пункт законопроекта является очередным звеном усложнения положения дел автомобилистов.
Депутат предложил ко второму чтению исключить маломощные автомобили из тех транспортных средств, в отношении которых следует повысить налоговую ставку.
Председатель Законодательного Собрания Андрей Шимкив задал вопрос:
– В рублёвом эквиваленте повышение сколько составит?
Министр финансов заверил, что годовая сумма примерно равна стоимости разовой заправки полубака бензина.
– Может быть, есть смысл пересмотреть структуру налога? – предложил Владимир Ворожцов. – Если мы говорим о социальной справедливости, почему бы не снять вообще транспортный налог с транспортных средств до ста лошадиных сил? И выпадающую сумму налога перенести на люксовые автомобили. Вот их хозяева, наверное, не почувствуют того повышения, о котором вы говорите.
Ориентироваться на стоимость бака бензина – неоднозначная логика, выразил мнение Яков Новосёлов:
– Транспорт используется везде и всеми – в производстве, в торговле. Мы чуть больше года назад уже повышали транспортный налог. Мне кажется, нужно остановиться. И учитывая другие налоговые нагрузки, идущие с федерального уровня, мы можем усилить мультипликативный эффект удара даже не по благосостоянию, а по жизнеобеспечению наших жителей.
Депутат Станислав Лысенко предложил пересмотреть льготы по налогам:
– Для инвалидов, которые объединены в общую группу, распространяется поправка только по мотосредствами и мотоколяскам, а не по автомобильным средствам. Когда мы будем прорабатывать законопроект ко второму чтению, давайте всё-таки разделим категории льготников. Инвалиды первой и второй групп – люди, которые действительно чаще всего не работают, получают социальные выплаты. Отдельно сделаем льготные условия для инвалидов третьей группы.
Председатель комитета Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко отметил, что законопроект изучала рабочая группа:
– Мы приглашали заинтересованных лиц, рассматривали всё подробно. Подчёркиваю, что это первое чтение законопроекта.
Учесть все поправки ко второму чтению, с такой просьбой обратился к коллегам Андрей Шимкив. Министру финансов он предложил ко второму чтению понятно и в рублёвом эквиваленте показать суммы, которые платят владельцы автомобилей разной мощности. А депутатам Заксобрания рекомендовал ещё раз рассмотреть вопросы в составе рабочих групп.
Большинством голосов законопроект принят в первом чтении.
Без вопросов приняли депутаты законопроект о внесении изменений в статью 2.4 закона «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области», который представила министр труда и социального развития региона Елена Бахарева. Предлагается освободить от уплаты транспортного налога одного из родителей в многодетной семье, имеющей пять и более детей. Льгота устанавливается в отношении автобусов мощностью двигателя до 200 лошадиных сил.
Решение профильного комитета изложил депутат Виталий Новосёлов:
– Рекомендовать законопроект принять в первом чтении и установить срок поправок до десятого ноября.
Сессия поддержала единогласно.
Пресс-служба Законодательного Собрания
