Готов к урокам и переменам!
Кажется только вчера мы делали первые шаги, учились говорить и адаптировались к детскому саду, и вот уже выбираем школьный рюкзак, форму… и совсем скоро будет наше «первый раз в первый класс», – мой сын Ярослав идёт в школу.
Мы с сыном выбрали ДСОШ №2 имени Лазарева за близость к моей работе, Дому детского творчества и за продлёнку. И ещё потому, что Ярославу понравилось там во время экскурсии с группой детского сада, он сказал, что хочет учиться именно здесь.
Однако перед началом занятий я пообщалась с педагогами 3-х школ райцентра, чтобы понять, ко всему ли мы готовы. Ну а родители нынешних и будущих первоклассников Довольного смогут сравнить и «примерить» на себя предстоящую школьную жизнь.
В этом году в Довольном классы набирают 4 преподавателя. В ДСОШ № 1 это Абрамова Елена Владимировна, в ДСОШ №2 им. Лазарева сразу 2 педагога – это Дьяченко Светлана Ивановна и Трапезникова Светлана Александровна. В ООШ первый класс будет вести Зуева Наталья Николаевна.
Безопасность
Этот вопрос во всех школах райцентра решается одинаково. На входе в школу находится пост охранника, и в учебное время в школу можно пройти только по приглашению. Первый год родители приводят и забирают ребёнка, и, если разрешают ему уйти из школы самостоятельно, это подтверждается письменным разрешением.
Но это то, что зависит от школы. А в ведении родителей – перед школой ещё раз обсудить с ребёнком правила безопасности. Нам очень понравилась книжка Лии Шаровой «Стоп угроза» особенно задания, которые можно выполнять вместе с ребёнком.
Не лишним будет на телефон поставить приложение родительского контроля, некоторые из них предполагают, например, ограничения времени работы в приложениях и даже систему вознаграждений в виде дополнительного времени на игры, а GPS-трекер, позволяющий отслеживать местонахождение ребенка, есть во всех версиях этих программ.
Даже с учётом того что на уроках пользоваться телефоном нельзя – есть перемены, время между уроками и секциями. И тут, с одной стороны, малыш должен быть на связи с родителями, а с другой – не заблудиться в виртуальном мире и знать, как себя вести при звонках телефонных мошенников.
Форма одежды
Требования к школьному дресс-коду одинаковы в трёх доволенских школах, но есть нюансы, связанные с погодой. В ДСОШ №1 и ООШ в зимний период жарко и в классах, и в школьных коридорах. В связи с этим пиджак или жакет может оказаться совсем не востребован. Мальчики на праздники предпочитают надевать жилет, а в будни ходят просто в рубашке. В гардеробе школьника акцент нужно сделать на более лёгкие комплекты.
А в ДСОШ №2 им. Лазарева в классах зимой тепло, а вот в коридоре в пристройке для младших классов и в школьной столовой во время сильных морозов прохладно. И, соответственно, для мальчиков на праздники более востребованным становится именно пиджак. А также в зимний период необходимо предусмотреть тёплые вещи, которые дети могут одевать по мере необходимости. Это тёплый жакет или кардиган, которые, заходя в класс ребёнок может оставлять в своём шкафчике или просто повесить на спинку стула.
Продлёнка
Уроки в школе заканчиваются, когда родители ещё на работе, а вчерашние детсадовцы к самостоятельному досугу дома ещё не готовы. В этом случае на помощь может прийти продлёнка и посещение кружков и секций по интересам ребёнка.
В ДСОШ № 2 им. Лазарева есть школа сопровождения. После уроков ребенок может остаться в классе под присмотром учителя до 17:00 часов. Он может поиграть или порисовать, для этого в классе есть игрушки и раскраски, а также, если есть какие-то вопросы по учёбе, то учитель может в это время позаниматься с ребенком. Для тех ребятишек, которые остаются после уроков, организовано второе горячее питание, но оно уже платное. В прошлом году стоимость этого питания была около 1000 руб. с ребёнка в месяц.
Но, в основном, школа сопровождения предполагает посещение ребятишками кружков.
– В прошлом году у нас дети очень дружно ходили в Дом творчества на «Макетирование» и «Азбуку безопасного движения». В РДК девочки ходили на танцы и в Школу искусств на хоровое пение и ИЗО. Отводят ребёнка в школу либо преподаватели дополнительного образования, либо кто-то из родителей по предварительному согласованию. Если ребёнок посещает кружки сам, то родитель пишет заявление о разрешении своему ребёнку самостоятельно дойти до кружка. – рассказала Светлана Трапезникова, учитель младших классов
В Доволенской основной школе после занятий есть дополнительные уроки, но это не продлёнка. Ребятишки занимаются по предметам с учителем, также приходят преподаватели из Дома детского творчества и Школы искусств, и дети отправляются на занятия в спортшколу, их отвозят на автобусе и привозят после занятий к школе.
В ДСОШ № 1 также есть ряд внеурочных занятий, направленных на общее развитие ребёнка, улучшение навыков чтения, счёта, привития любви к книге. Также для дошколят здесь есть секция по футболу. А вот преподаватели из других детских образовательных учреждений в школе занятия не проводят. Мы бы конечно хотели, но у нас нет свободных помещений для таких занятий, – объясняет ситуацию директор школы Ирина Кобзистова.
Что надо знать и уметь
Ирина Кобзистова заметила, что процесс включения в школьную жизнь проходит легче у тех ребятишек, которые ходили в детский сад. В подготовительной группе их уже готовят к занятиям, у них проходят уроки, пусть и более короткие, но ребята учатся слушать воспитателя и выполнять задания.
– Задача школы – подготовить ребёнка. Дети к нам приходят разные. Но если ребёнок уже имеет какие-то знания, хотя бы знает буквы, то учителю, конечно, проще. В зависимости от уровня подготовленности, программа может слегка скорректирована для тех детей, кто уже читает, и готов идти по программе быстрее, – рассказывает Ирина Викторовна.
ДСОШ №1 уже более 16 лет находится в региональном проекте «Практика инклюзивного образования». Для участия в этом проекте выбирается 1 школа района, в задачи которой входит помощь в работе с детьми с ОВЗ другим школам, проведение обучающих семинаров, уроков с преподавателями.
Для детей с ОВЗ составляется индивидуальный маршрут обучения, у них свой учебный план. С ними ведутся индивидуальные занятия. В ДСОШ №1 уже проработан и собственный опыт по социализации ребятишек с ОВЗ через занятия в театральной студии, но они начинаются с 5-го класса.
Если посмотреть требования ФГОС к знаниям дошколёнка, то там мы найдём такие пункты: счёт до 10, знание геометрических фигур, основных цветов, умение составить связный рассказ, знать буквы, различать гласные и согласные, выразительно рассказывать стихотворения, уметь пользоваться ножницами, уметь слушать, не отвлекаясь в течение 35 минут и т. д.
Зуева Наталья Николаевна, учитель Доволенской ООШ в этом году уже в одиннадцатый раз будет встречать первоклашек.
– Сейчас стало модным требование чтобы, идя в школу ребёнок уже читал, но самое главное, чтобы он умел слушать. Если будет знать буквы – хорошо, ему будет проще, но читать необязательно.
Важно, чтобы родители читали детям книги, чтобы они привыкали слушать, и это самый лучший способ привить интерес к чтению.
А также важно развивать мелкую моторику. Пусть ребёнок лепит рисует, собирает конструкторы, вырезает из бумаги – это тренировка памяти, такие дети легче учатся писать, они более усидчивые, им легче концентрировать внимание.
Также нужно сокращать общение с телефоном. Погружаясь в виртуальный мир, реальный им становится уже не интересен. Они больше отвлекаются на уроках, они более вспыльчивые.
Лучше, чтобы дети умели играть с другими детьми, учились общаться, помогать, не обижать друг друга, – это и есть самая лучшая подготовка к школе.
Детей берут в школу с 6,5 лет, по словам Светланы Трапезниковой, лучше, если ребёнку уже исполнилось 7, так как именно к этому возрасту большинство детей подходит к школьной зрелости, когда уже начинает преобладать учебная деятельность над игровой, сформировано устойчивое внимание на выполнении задания. Ну а самое главное, считает Светлана Александровна, – это навыки общения, чтобы ребёнок понимал, как вести себя на перемене, как общаться со сверстниками.
Если ребёнок идёт в 1 класс, уже умея читать, то для него подбирают дополнительные задания, чтобы юный школьник не заскучал. Наша первая учительница, Светлана Александровна назвала таких ребятишек «маленькими помощниками учителя».
Но заметила, что, обучая ребёнка чтению дома, нужно делать это правильно, а самый большой вклад родителей в обу-чении чтению – это читать детям книжки, что, к сожалению, делают не все. А, ведь именно слушая сказки, малыш, во-первых, учится слушать, а во-вторых, у него появляется интерес к изучению букв и появляется желание научиться читать.
Чтобы рычать и шипеть
Логопеды работают с первоклашками во всех школах райцентра и работы у них много. Сейчас большая часть ребятишек идёт в первый класс с теми или иными нарушениями произношения звуков.
В начале учебного года с каждым первоклассником индивидуально пообщается логопед и психолог, и по их заключению ему будут рекомендованы дополнительные занятия. Логопед помимо индивидуальных занятий даёт ребёнку задания – выполнение логопедических упражнений, которые важно не игнорировать.
Наталья Зуева, учитель с 40-летним стажем заметила, что при нарушениях произношения искажается и восприятие ребёнком речи, и он может слышать не те слова, которые ему говорят и, например, во время написания диктанта дети проговаривают про себя и пишут то что говорят, повторяя свои же ошибки в произношении.
– Устранением логопедических нарушений лучше начинать заниматься с 3-5 лет, в зависимости от того, когда ребёнок начал говорить, так как чем раньше, тем легче это даётся детям. Если же ребятишки идут в школу, имея те или иные проблемы с произношением, то не пускайте это на самотёк, обязательно занимайтесь, – говорит Наталья Николаевна.
Нам только предстоит процесс включения в школьную жизнь. Спасибо воспитателям в Доволенском детском саду №2, которые во многом помогли пройти «предполётную» подготовку. А сейчас стихи к первому сентября выучены, костюм отглажен, учебники и тетради подготовлены, энтузиазм у будущего школьника присутствует. Вдыхаю поглубже и запасаюсь терпением – в понедельник, 2 сентября у нас начинается новая жизнь! Школьная!
Татьяна КАПЛИНА,
фото автора