Двух районов для опоры маловато

Депутаты комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям намерены контролировать ход разработки долгосрочных планов развития опорных населённых пунктов.
Парламентарии вышли на проблему в ходе обсуждения отчёта заместителя Правительства области – министра сельского хозяйства Андрея Шинделова о ходе реализации государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области» за 2024 год.
По информации министрасельского хозяйства НСО Андрея Шинделова, на финансирование госпрограммы«Комплексное развитие сельских территорий в Новосибирской области» за 2024 годбыло предусмотрено 551 млн руб. из которых 262,8 млн рублей составили федеральные средства, 223,7 млн рублей – областного бюджета, 64 млн рублей – местных бюджетов и внебюджетных источников. В числе основных направлений их использования стало благоустройство сельских населённых пунктов, восстановление памятников участникам Великой Отечественной войны. Перечень масштабных проектов, к сожалению, сопровождался негативными пояснениями. Бассейн в Багане построен с большим опозданием из-за того, что трижды пришлось корректировать проектно-сметную документацию. С опозданием была сдана котельная в Тогучинском районе. Объект в поселке Искра Черепановского района ещё только дорабатывается сейчас со строительным контролем. В Краснозёрском районе спортивно-оздоровительный комплекс имени Фёдора Анисичкина уже возведён, но благоустройство не завершено, фиксируется увеличение стоимости объекта. В селе Толмачёво Новосибирского района также была задержка в ходе приёмки, а строительство школы в Сузунском районе застопорилось из-за подрядчика.
– Теперь областной бюджет должен вкладываться и достраивать объекты, чтобы в дальнейшем регион мог войти в комплексную программу развития сельских территорий? – поинтересовался у министра депутат Александр Тепляков.
Уже с 2026 года регионы будут работать по новым правилам – по реализации долгосрочных планов развития опорных населённых пунктов, объяснил министр сельского хозяйства. В стране утвержден единый перечень опорных населённых пунктов страны, состоящий из 2 160 населённых пунктов, большая часть из которых это сельские территории, районные центры и малые города. В долгосрочный план должны быть включены не только объекты комплексного развития сельских территорий, но и объекты спорта, здравоохранения, культуры, других направлений. 30 % финансирования должны идти из смежных программ – демография, спорт, культура, образование. Остальные 70% – за счёт программы комплексного развития сельских территорий.
На сегодня, сообщил Андрей Шинделов, на федеральном уровне предварительное одобрение получили два долгосрочных плана развития опорных населённых пунктов – Тогучинского района и Маслянинского округа.
– Мне эти планы напоминают принятую несколько лет назад стратегию социально-экономического развития региона 2030. Тогда шло бурное обсуждение развития сельских территорий по всем направлениям. Но прошло достаточное количество времени, а многие вопросы находятся в той же стадии, – поделился впечатлениями заместитель председателя комитета Роман Яковлев.
Депутат высказал опасение в результативности программы на фоне муниципальной реформы для сельсоветов:
– Нет ли здесь рисков, что после того, когда у нас сельсоветы будут ликвидированы полностью, даже те добрые дела, о которых было сегодня сказано – тротуары, дорожки, благоустройство – что действительно важно людям в ежедневном пользовании, эта динамика пойдет на снижение. Есть ли у нас перспектива добиться серьёзных перемен?
Председатель комитета Денис Субботин посчитал недостаточным число муниципалитетов области, которые получили одобрение на реализацию долгосрочных планов развития опорных населённых пунктов.
– В процентном отношении к другим регионам в области должно быть порядка 22 населённых пунктов. А вы говорите про два муниципальных образования, – обратился он к министру. – А ещё в двадцати какая ситуация? Если вы думаете, что муниципалы сами всю документацию сделают – так не сделают. Давайте не будем, как страусы, голову в песок прятать. Кстати, проблемы с тем же баганским бассейном – это во многом ошибки муниципальных образований. Печально думать, что и в будущем у нас также будет неудачно получаться. С нашей точки зрения, Правительство Новосибирской области должно взять на себя ответственность за долгосрочные планы опорных населённых пунктов – за то, что наши муниципалы делают. Не получится по-другому. Правительство должно проверить, написать, переписать все эти долгосрочные планы развития опорных пунктов и сдать их в Минсельхоз России, в Правительство Российской Федерации, – убежден Денис Субботин.
Именно таков принцип работы с долгосрочными планами развития опорных населённых пунктов в Правительстве области, подтвердил Андрей Шинделов:
– Каждое мероприятие ДПР согласовали Минкульт, Минспорт, Минздрав, другие министерства Правительства.
Значит, решили депутаты, необходимо на месте, в опорных населённых пунктах, проконтролировать ход работ по долгосрочному планированию. В июле-августе депутаты планируют выехать в Краснозерский и Ордынский районы.
– Постараемся на базе этих двух территорий проанализировать болевые точки долгосрочного планирования в рамках их развития как опорных населённых пунктов. Думаю, глубокое знание ситуации поможет и в работе с другими территориями области. Как законодательный орган власти региона мы обязаны брать на себя эту ответственность. Иначе не получится, – подчеркнул Денис Субботин.
Пресс-служба Законодательного Собрания